.
.
.
.
.
.
.
.

Поиск

6 февраля 2011 г.

Абстракционизм


«Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное

в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.»

Дени Дидро
 
   В начале, познакомившись с этим направлением, я отнеслась к нему очень холодно. Возможно даже слишком предвзято. Я абсолютно не понимала его. Ну как картину с черным прямоугольником и синим треугольником можно считать искусством?!   
К. Малевич
  


     В моем представлении картины должны были быть приближены как можно больше к истинным, природным формам и цветам. Если это пейзаж, то такой реалистичный, как будто это фотография. Вот такие картины заставляли меня восхищаться! Я поражалась их естественной красотой, правдивостью… Мне казалось, что такой художник – самый великий художник во всем мире.
  
     Но спустя годы мое отношение к абстрактному искусству поменялось… Я задумалась над тем, а что такого гениального в художнике, который рисует только то, то видит перед собой. Что видит каждый из нас ежедневно. И чем тогда такой художник отличается от других? С одной стороны, да, это гениальность – так чутко и точно передавать все многообразие природы, но с другой стороны, в таких работах нет мыслей автора, нет никакого скрытого смысла. Картина прекрасна, проста и понятна. И тогда для меня открылся смысл абстракции – ведь это то, что видит человек, осознав или пережив что-то. У каждого свое видение окружающего мира. У кого-то оно просто заключается в цветных геометрических формах, а у кого-то в сложных цветных переплетениях изломанных линий. Возможно свою роль в этом сыграло наше время. Сейчас у всех есть фотоаппарат и фотошоп. С помощью этих инструментов мы можем любую фотографию превратить в творение, достойное полотен многих великих мастеров, таких как Микеланджело, Рафаэль. Но есть ли ценность у таких работ? 

    Абстракционизм многогранен, как и само искусство. Это и буйство красок, и их полное отсутствие.  Это бесконечное разнообразие форм или просто набор плавных линий. Одной из главных целей абстракционизма является достижении гармонии, создание определенных цветовых сочетаний и геометрических форм.

     Абстракционизм («беспредметное искусство» как его еще называют) – художественное направление, которое возникло как вызов обществу, как последовательное разрушение реального образа, отражающего мир привычными средствами. Яркими представителями этого течения являются: В. Кандинский, К. Малевич, П. Клее, В. Татлин, М. Ларионов, Р. Делоне, П. Мондриан и др. 

     Важным при рисовании являлось подсознание.  Творческий процесс рассматривался как погружение в мир интуитивных движений души, автоматическую передачу своих ощущений. Приверженцы этого направления  исходили из того, что связь искусства с формами жизни себя уже исчерпала, и человек не способен осознать мир, а тем более не способен воплотить его в пластических образах в силу многообразия нового мира. Средства отображения смутного подсознательного образа могут быть любые: от классических красок и холста до камня, проволоки, мусора, труб и т. п. Главное в абстракционизме — сочетание цветов, линий, пятен, штрихов, оторванных от природной и социальной реальности. Это беспредметное и бесформенное искусство.  В абстрактном искусстве исключается образная основа, составляющая суть художественного творчества.  
Р. Делоне
М. Ларионов 
        У каждого художника был свой путь к абстракционизму. Некоторые не находили в жизни вдохновляющих целей и ориентиров. Они искали опору в божественном, внеземном, обращаясь к некоему безличному разуму. Как это ни парадоксально, но многие художники изменили представление о живописи в связи с бурным развитием фотографии. 

    А вот для В. Кандинского стимулом явилась встреча с произведениями импрессионистов, где фигура и фон сливались в одно почти неразличимое целое. В своих статьях Кандинский пытался изложить основные принципы абстрактного искусства. Цвет и форму художник возвел в абсолют. По его мнению, каждая форма: треугольник, квадрат или круг – обладает собственным звучанием.

В. Кандинский
       «Желтый цвет сильнее звучит в треугольнике, круг придает большую глубину синему цвету. Зная звучание каждой формы и ее соотношение с цветом, можно будет со временем, - как полагал живописец,-  создать теорию абстрактной живописи. Выбор форм, из которых создается картина, определяется только внутренней необходимостью творческой натуры. Художник должен стремиться пробудить «внутреннюю вибрацию души». В итоге картина воспринималась наподобие изделия декоративно-прикладного искусства, «ковра или галстука». 

В. Кандинский

В. Кандинский

В. Кандинский

В. Кандинский

В. Кандинский
  
      Кандинский создал собственный тип абстрактной живописи, освобождая от всяких признаков предметности пятна импрессионистов.      
 

«Вещи, создаваемые современными художниками, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности». А. А. Веснин.

В. Татлин. Рельеф

П. Клее. Героические розы
     Если в работах Кандинского и его последователей используются формы, напоминающие органические, типа амеб, то работы Малевича и Мондриана образуют геометрическую ветвь абстракционизма, поскольку они предпочитали работать с квадратами, треугольниками, кругами. У Малевича поворот к абстракционизму произошел под влиянием кубизма. Оттолкнувшись от кубистических полотен с разложением предмета на ряд плоскостей, художник перешел к изображению одной только плоскости. Произведения художника, пусть изначально и имевшее своей основой что-нибудь реальное, становится полностью абстрактным с того момента, когда в нем не остается ничего из того, что указывает на этот исходный пункт, когда произведение передает уже только чистые элементы композиции и цвета.
 
К. Малевич

К. Малевич

К. Малевич
К. Малевич
 
     Особенность своей живописи он назвал словом «супрематизм». От слова «supreme» – наивысший. Объяснения своих композиций Малевич дополнял рассказами о звездах, Солнце, Луне, Космосе.

     «Настоящий современный художник... осознает, что чувство прекрасного — космического, универсального происхождения. Такое признание неизбежно приводит его к абстрактному пластицизму, ибо человек остается верен только всеобщим принципам»

Пит Мондриан


    П.Мондриан пришел к своей беспредметности через геометрическую стилизацию природы, начатую кубинистами.


П.Мондриан
П.Мондриан
П.Мондриан
П.Мондриан
 
     Несмотря на то, что «мондриановским» идеям не суждено было воплотиться до конца (во всяком случае, на данный момент), трудно отрицать их влияние на мировую культуру и отдельных художников. Знаменитый французский кутюрье Ив Сен-Лоран в 1965 г. создаёт коллекцию "Мондриан" – по мотивам творчества голландского художника. Знаменитое мини-платье воспроизводит "Композицию № II" 1930 г.
 
А в 2002 году мотив "Композиции №10" использовал Джейкоб Арабо для создания часов 5 Time Zones своей марки Jacobs&Co. Впоследствии коллекция часов разрослась, обретя шикарные и ювелирные формы, однако наиболее удачной моделью до сих пор считается самая первая, созданная на основе цветовой палитры Пита Мондриана:

 Вот еще несколько примеров «мондриановских» идей:
 
     Абстрактное искусство – самый доступный и благородный способ запечатлеть личное бытие, причем в форме, подобной факсимильному оттиску. В то же время это прямая реализация свободы.
     Какой же абстракционизм в моем видение? Это нечто яркое, с обтекаемыми формами и большой насыщенностью деталей. Я правда совсем не пишу маслом или акварелью, как мои предшественники. Мне, как человеку современному, многое в этом мире заменяет компьютер. Вот и абстрактные рисунки у меня все в цифровом варианте: 







     
 «Лишь то, что прекрасно во все времена, бывает радостно, вечно, ценно».
О. Уайльд.

Художники, создавая абстрактные полотна, представляли себе некоего абстрактного зрителя, способного ограничиться восприятием буйства красок. Реальный же зритель часто видит в них в лучшем случае орнамент. Еще В. Кандинский сетовал на то, что искусство «специализируется, становясь понятным только самим художникам, которые жалуются на равнодушие зрителей к их произведениям». Тогда абстракционисты уповали на будущее. 

Сто лет прошло с тех пор, а зрительский интерес к этой живописи не стал больше. И только для того, чтобы показать некое превосходство в понимании такого искусства, некоторые готовы выложить за эти произведения миллионы долларов. Никому не хочется первым произнести фразу: «А король-то голый!».
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий